У Ген-Ир
Черты стиля хоров С. И. Танеева
(конспект)


Предисловие Глава 1. Гармония Глава 2. Мелодика Глава 3. Фактура и полифония Библиография Ссылки

Глава 2. Мелодика

Танеев понимал мелодию «…как слитное целое, непрерывно развивающееся, интонационно обогащающееся, разрастающееся в длительное, широкое музыкальное построение».

Идеалом мелодического мышления для Танеева явилось творчество И. С. Баха (как равновесие мелодического и гармонического начал) и В. Моцарта (как органическое соотношение объективного и субъективного начал).

Для мелодического стиля Танеева характерно: а) стремление к свободному развертыванию, к охвату длительной временнoй и «широкой» звуковысотной протяженности; б) синтезирование в мелодической линии полифонических и гомофонных признаков развертывания мелоса.

Сочетание скачков на большие интервалы с ходами малой величины, широкий диапазон придают вокальной мелодике Танеева инструментальный характер. Через характерные для танеевского тематизма широкие скачки в мелодию проникает ощущение гармонии, гармония активно влияет на становление мелодической линии.

Свободное развертывание. Родственность и общность составляющих мелодию элементов. Приводимая ниже мелодия состоит из скромного мелодико-тематического материала. Здесь не акцентируется ни повторность, ни контрастность тематического сопоставления, а, благодаря тонкому использованию родственности и общности составляющих мелодию элементов, все это построение воспринимается как цельная и свободно льющаяся мелодическая единица:

Пример 8. Хор «На могиле»

Пример 8. Хор «На могиле»

Вариантность элементов мелодического развертывания. Вариантная трактовка отдельного звука: опорные тоны перемещаются с одной доли на другую, по-разному гармонизуются.

Пример 9. Кантата «Иоанн Дамаскин» (1 ч.)

Пример 9. Кантата «Иоанн Дамаскин» (1 ч.)

Вариантная трактовка интервалов направлена на выявление мелодических возможностей широких интервалов. Вариантная трактовка интервалов — это сочетание принципа вариантной трактовки отдельного звука и классического правила заполнения скачка поступенным движением. Интервал трактуется как тезис, на основе которого осуществляется свободное развертывание.

Пример 10. Хор «По горам две хмурых тучи»

Пример 10. Хор «По горам две хмурых тучи»

Вариантность мотивов и фраз — основа принципа развертывания мелодии. Вариант-продолжение может представлять собой ритмическое сжатие исходного варианта, сохраняя при этом его интонационную основу. Но чаще вариант-продолжение использует лишь часть материала исходного варианта (принцип интонационного прорастания).

Пример 11. Хор «Вечер»

Пример 11. Хор «Вечер»

Пример 12. Хор «Развалину башни…»

Пример 12. Хор «Развалину башни…»

Вариантная трактовка подвижного контрапункта (в первую очередь вертикально-подвижного). Если в фугированных формах первое тонико-доминантовое проведение принять за тему, то последующие проведения воспринимаются как вариации на данную тему. Взгляд на фугу (особенно вокальную, в которой меньший удельный вес интермедий и большая тональная устойчивость) как на вариационно-полифоническую форму. Творческое развитие Танеевым традиций Глинки — синтез имитационно-полифонической формы с протяжностью и вариационностью русских народных песен. Танеев допускает свободу в имитирующих голосах, в которых могут быть использованы лишь отдельные элементы пропосты. При этом основной напев и его варианты приобретают подчас равноценное по своей выразительности значение.

Гибкость метроритмической структуры. Свобода и текучесть мелодического развития у Танеева возникает также благодаря преодолению квадратного и симметричного построения, смещению тематических ячеек относительно тактовой черты.

Характерные скачки. Тритоны, уменьшенная терция, уменьшенная кварта, увеличенная квинта, уменьшенная септима, большая септима, уменьшенная октава, малая нона, обостряющие тяготение и неустойчивость, способствуют более яркому выявлению ладо-функциональных устремлений и динамизации музыкального развития. Танеев использует эти диссонантные интервалы не только в их традиционной трактовке (с их обязательным разрешением в консонансы), но и в качестве самостоятельной интонационной единицы (без разрешения); за одним диссонансом может следовать другой.

Пример 13. Хор «Прометей»

Пример 13. Хор «Прометей»

Пример 14. Кантата «По прочтении псалма»

Пример 14. Кантата «По прочтении псалма»

Большое семантическое значение у Танеева имеет использование восходящей кварты.

Пример 15. Хор «На могиле»

Пример 15. Хор «На могиле»

Пример 16. Хор «По горам две хмурых тучи»

Пример 16. Хор «По горам две хмурых тучи»

Традиции И. С. Баха. Претворение баховского принципа «ядра и развертывания». У Баха ядро — это индивидуализированная часть тематизма, лаконичная, короткая тема-мотив или тема-фраза. Ядро синтаксически, как правило, неотделимо от своего развертывания. Последнее являет собой общую форму движения. В процессе формирования музыкального произведения ядро то как бы растворяется в общей форме движения, то вновь выкристаллизовывается в начале нового построения, образуя тематически насыщенную или более-менее рассредоточенную сферу мелодического развития.

У Танеева текучесть и непрерывность мелодического движения взаимодействует с четкостью кадансирования, т. е. осуществляется вуалирование граней с их ясным ощущением. Помимо ядра и развертывания присутствует обрамление общей формы движения, которое можно назвать свертыванием (продолжение тенденции к замкнутости построения, претворения в полифоническом письме законов гомофонно-гармонического склада). Поскольку Танеев стремится насыщать тему выразительными интонациями на всем ее протяжении, то ядро и развертывание у него фактически перестают отличаться друг от друга, хотя между ними сохраняется разделительная грань.

Часто семантика характерных интервалов (ум. 4 и ум. 7 и др.) у Танеева аналогична семантике этих интервалов в эпоху Барокко. В соответствие с учением того времени о музыкально-риторических фигурах эти интервалы характеризовались как «жесткие скачки» и использовались для выражения скорби и страдания. У Танеева в хоре «На могиле» и в терцете «Сонет Микеланджело», образный строй которых связан с выражением скорби и страдания, «жесткие скачки» падают на поэтические строки, соответственно, Полонского и Тютчева, непосредственно связанные с данным аффектом:

«Забытая могила, вчера зарытая,
Поникнув головою, посмотрят вдаль…»
Я. Полонский
«О, в этот век преступный и рассудочный
Не жить, не чувствовать удел завидный»
Ф. Тютчев

Стилизация. Поразительное сходство между фугой I ч. из кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева и речитативом альта № 9 из «Страстей по Матфею» Баха.

Пример 17. Кантата «Иоанн Дамаскин» и И. С. Бах «Страсти по Матфею»

Пример17. Кантата «Иоанн Дамаскин» и И. С. Бах «Страсти по Матфею»

Интеллектуализм Танеева не имеет ничего общего с сухостью и педантизмом. Мысль и чувство, разум и сердце у Танеева всегда идут рука об руку, составляя неразрывное целое.

Интонации П. И. Чайковского. От Чайковского Танеев воспринял динамическую устремленность музыкального тона, что дало повод Б. Асафьеву говорить о Танееве как о непревзойденном мастере «длить музыку».

Неприготовленные задержания.

Интонации на основе аккордов c IV повышенной ступенью и близких к ним созвучий. Если для Чайковского характерно их использование в плагальных оборотах, то для Танеева более свойственна автентичность оборотов с соответствующей дезальтерацией IV повышенной ступени.

Если мелодика Чайковского, высказываемая «залпом» (по выражению Б. Асафьева) чувством и сердцем, захватывает слушателей эмоционально с первых же тактов, то танеевская мелодика, являющаяся, как правило, результатом громадной работы мысли и разума, раскрывается и обнажается лишь в процессе активного восприятия.

Типы тематизма. Одно из стилевых качеств танеевского творчества — монотематизм. В хоровых произведениях без сопровождения можно говорить скорее об моноинтонационности — интонационной общности всех тематических построений данного произведения. Монотематизм легко распознается при первом прослушивании, моноинтонационность раскрывается при более глубоком анализе. Примеры — хор «По горам две хмурых тучи» (в основе тем лежит малая секунда ми-фа), хор «В дни, когда над сонным морем» (в основе лежит малая терция ре-фа).

Темы типа «ядро». Короткие, лаконичные, вполне самостоятельные мелодические формулы, в которых в концентрированном виде заключены идея и эмоциональная природа произведения. Содержат наиболее значительные, характерные интонации произведения. В процессе развития подвергаются различным интонационно-ритмические трансформациям.

Темы типа «развертывание». Протяженные, композиционно завершенные. Утверждают исходный тематический материал. В отличие от тем типа «ядро», темы типа «развертывание» сами обычно не подвергаются существенному изменению; изменению подвергается их гармоническое, полифоническое и фактурное оформление. Характеризуются интонационной однородностью, непрерывностью мелодических линий, отсутствием более или менее ощутимых граней-цезур.

Общим свойством рассмотренных типов тем является интонационная и композиционная недифференцированность их структуры.

Синтетические темы — темы, основанные на принципе «ядро + развертывание» и различных его модификациях. Это целые интонационные комплексы, на основе которых строится вся музыкальная композиция. Дифференцированная структура синтетической темы дает возможность композитору использовать ее элементы в разных разделах формы и различных функциональных значениях, поэтому можно говорить о наличии черт симфонизма в темообразовании и формообразовании хоров Танеева.

Один из путей новой трактовки принципа «ядро и развертывание» заключается в повторении ядра, обычно варьированном. В результате вся структура приобретает вид: ядро, его повторение, развертывание, свертывание. Так как стадия изложения тематического ядра (ядра и его варьированного повторения) по своей временной протяженности часто бывает равна стадии развертывания, то такая структура напоминает классическую масштабно-тематическую структуру суммирования.

Часто в танеевских темах-мелодиях встречается не только повторение ядра, но и схожее с ядром начало развертывания, чем композитор добивается постепенности, неторопливости развития, которые обусловлены эпико-монологическим типом драматургии. Пример — эпизод из хора «Прометей» (цифра 27).

<<Предыдущая | Следующая>>


Предисловие Глава 1. Гармония Глава 2. Мелодика Глава 3. Фактура и полифония Библиография Ссылки

Hosted by uCoz